Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Белоярского района

«Центр развития ребенка - детский сад
«Сказка» г. Белоярский»

МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Сказка"

628162, Российская Федерация, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Белоярский, ул. Лысюка, д. 5

Телефон

8 (34670) 2-45-60 - приемная, Заведующий

8 (34670) 2-67-50 - бухгалтерия

8 (34670) 2-48-39 - Зам. заведующего, медицинский кабинет

8 (34670) 2-48-27 - Заместитель заведующего

Эл. почта info@skazkacentr86.ru

Социокультурные истоки

Программа духовно-нравственного воспитания "Социоультурные истоки", направлена приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социоультурным ценностям России. Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А.В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

В программе одной из важнейших задач являться задача соединения интеллектуального и духовно - нравственного начала в процессе обучения и воспитания дошкольников.

 Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.

Содержание  программы  составляют ценности культуры:

 мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

 Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех

возрастных групп:

  • Младшая группа (3-4 года)
  • Средняя группа (4-5 лет)
  • Старшая группа (5-6 лет)
  • Подготовительная группа (6-7 лет).
  • Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного  образования обусловил следующие этапы  освоения курса:

    в младшей группе (3-4 года)

    формирует понятия:  Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе  русских-народных песен, хороводов,  игр,  потешек, сказок, стихов  и т.д.).

    в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;

    в старшей группе (5-6 лет)  обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);

    в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизац

Старшая группа № 12

24 октября в рамках социокультурной программы ИСТОКИ в старшей группе № 12 «Звездочки» прошло активное занятие «Богатыри земли русской», целью которого было формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Дети познакомились с прошлым своей Родины, с ее защитниками – богатырями. Давали им характеристику, описывали их внешний вид, их оружие, одежду. Познакомились с картинами  Виктора Михайловича Васнецова  «Три богатыря» и «Витязь на распутье». В практической части, вместе с богатырем Ильёй Муромцем, закрепили полученные знания в отгадывании загадок об  одежде, оружии, в игре «Собери богатыря в дорогу» мальчики собирались в дорогу на подвиги героические, проходили испытания, строили заставу. В конце мероприятия на память о нашей беседе Илья Муромец оставил  нам завет потомкам, что бы дети росли смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

"Дружная семья". группа № 18

Итоговое занятие «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки» проведено  совместно  с родителями. Данное мероприятие было проведено в новой форме взаимодействия - «Работа в паре». Дети и родители выполняли задания в «Книге развития №1», а затем каждый ребенок рассказал о своей семье по фотографии, из которых в группе оформлен  уголок «Моя семья». Мероприятие прошло в атмосфере любви, взаимопонимания, уважения и дружбы!

Группа № 12

В октябре в нашей группе прошло итоговое мероприятие по программе Истоки «Дружная семья». На мероприятие  пришли  родители наших воспитанников. Ребята рассказывали о своей семье: кто в ней есть, как зовут, чем занимаются, рассказывали о  дружбе в семье. Водили хороводы «По малину в сад пойдем», «Где был, Иванушка», играли в пальчиковую игру, придумывали подходящие слова к слову «СЕМЬЯ».

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас  ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость». Родители тоже принимали активное участие: составляли пословицы, исправляли неточности в крылатых выражениях про семью. В конце мероприятия ребята спели песню про хранительницу семейного очага – маму.

Истоки. Группа "16

В группе № 16 было проведено совместное мероприятие с детьми и их родителями по программе «Социокультурные истоки» на тему «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня». В ходе занятия воспитатели старались донести до родителей значимость доброго слова в жизни ребенка. Очень трогательно пели мамы колыбельные своим детям. Совместно с детьми и родителями оформили страницу альбома «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня». Воспитатели поблагодарили всех родителей за интересную совместную работу, и дети поздравили мам с праздником «День Матери», подарив подарок, сделанный своим руками.

 

Добрая забота. "Покормите птиц зимой". Группа №18

Январской темой  по программе «Социокультурные истоки» является -«Добрая забота». Для работы над этой важной темой   в группе №18  было решено реализовать  мини-проект «Покормите птиц зимой». Работу над проектом  начали с беседы на тему: «Почему надо подкармливать птиц зимой?», а затем посмотрели презентацию «Из чего можно сделать кормушку». Родители детей стали   участниками проекта и  смастерили кормушки для птиц из различных материалов. В течение месяца с помощью слайдпрезентаций,  иллюстраций,  чтения книг, энциклопедии,  дидактических игр, загадок, бесед  учились узнавать зимующих птиц по их внешним признакам, знакомились с их жизнью зимой, собирали полезную информацию: Чем можно кормить птиц?  Где нужно развешивать кормушки? Какие кормушки лучше?  

В процессе  работы над проектом,  ребята рисовали «Снегиря на ветке рябины»; научились делать соленое тесто и слепили из него «Зимующих птиц на кормушке», создали коллаж на тему «Птичья столовая» и др.

Ожидаемым результатом проекта является формирование  гуманного, заботливого отношения детей и родителей к живой природе и  подкормка  зимующих птиц   в течение всей зимы!

Итоговое мероприятие на тему « Домашнее тепло». Группа № 11

 В декабре месяца по программе   «Социокультурные истоки»  совместно с родителями в группе № 11 провели итоговое   мероприятие  на тему  « Домашнее тепло» «Дороги добра» и «Сказочный лес» Дети в стихотворной форме рассказали, что же такое семья, называли  членов своей семьи ласковыми словами, рассказывали о своих добрых делах и поступках. В ходе мероприятия мы старались донести родителям значение воспитания детей в семье, о необходимости сохранения семейных традиций, порекомендовали проводить в семье литературные вечера.  Ведь в  такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений. А главное, находясь в таком единении с родителями, у ребенка часто возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах. Дети   показали сказку «Заюшкина избушка», а родители  экспромтом разыграли сказку «Теремок».  Это развлечение закончилось тёплым, дружеским чаепитием.    Неспешно попивая чай, мы делимся своими впечатлениями о  нашей встрече, разговаривали о детях. Родители порекомендовали нам проводить такие вечера  как можно чаще,  мы были согласны с таким предложением.                                   В  современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и побеждать! 

Праведный труд. Группа № 12

4 марта в группе прошло мероприятие по социокультурной программе «Истоки» «Праведный труд».  Вместе с ребятами и родителями мы  говорили о праведном труде, о его назначении в жизни человека, о качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного. Издавна семейное воспитание было направлено на приготовление к труду жизни. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются в человеке на всю жизнь. Навык в труде тоже. Привык к работе и работа будет доставлять радость. Труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Дети рассказывали о том, как они трудятся, чем помогают своим родителям, бабушка и дедушкам. Рассказывали стихотворения о труде, играли в хороводные игры «На лугу», «Кто с нами?». Дети отвечают на вопросы: « Чему доброму научили вас взрослые? Когда ты трудишься, какое чувство у тебя?» «Что доброе захотелось вам сделать после сегодняшнего разговора?»

Вместе с родителями анализировали произведения из книги №3 «Добрая забота» «Праведный труд» - «Семейный праздник» Ольги Сергеевны Абрамовой и П.Засодимского «Откуда взялся хлеб».

 

Группа № 7. Социокультурная категория - «Благодарное слово». Тема - «Любимая сказка»

 

Сказки рассказывают о волшебстве,  о чудесах, о животных, о дружбе, о добре и зле... Сказки передавались от одного человека к другому. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается.

Мы с ребятами прочитали много русских сказок  :"Братец Иванушка и сестрица Аленушка", "У дедушки Трифона", "Петушок и бобовое зернышко", "Петушок -золотой гребешок", "Снегурушка и лиса" и другие;  беседовали  по ним, организовывали выставки книжек - малышек "Любимая сказка", изготовленных воспитанниками и их родителями. Рассматривали  иллюстрации к сказкам. Играли в дидактические игры: "Играем в сказку" (разрезные картинки), пазлы "Герои русских сказок". Словесные игры: "Узнайте сказку",   "Чья песенка?","Отгадайте сказочного героя", "Я назову, а вы продолжите", "Собери и расскажи сказку", "Раскрась героя сказки правильно" и другие; серия развивающих игр 4.     Театрализованные игры детей по мотивам русских народных сказок "Теремок". "Петушок и бобовое зернышко",  пальчиковый театр "Курочка Ряба", "Журавль и лиса"; дома с мамой читали любимые сказки. А еще мы  вместе с родителями изготавливали совместно альбом: "Моя любимая сказка".

 

 

Сказка "Теремок". Группа № 4

Продолжая работать по проекту «Социокультурные истоки», педагоги вместе с детьми подготовили театрализацию сказки «Теремок», и   показали детям   других   групп. Вдохновлённые своим успехом дети решили, что будут учить и показывать сказки регулярно.

Группа "Пчелки"

В группе «Пчёлки» прошло итоговое мероприятие по программе «Истоки» на тему «Любимая сказка». К этому мероприятию дети, родители и педагоги готовились старательно и долго: читали любимые сказки в детском саду и дома, создавали страничку альбома, готовили спектакль «Старая сказка на новый лад» по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». На совместном мероприятии педагоги напомнили родителям о важной роли народной сказки в воспитании детей, затем дети представили свою любимую сказку на  страничке альбома, созданную совместно с родителями, рассказали почему эта сказка является любимой. В заключение занятия педагоги провели для родителей шуточную викторину по мотивам сказок.

Наверх