Игровой массаж и самомассаж
Предлагаем Вам ознакомиться с оздоровительной методикой для детей дошкольного возраста, которую можно использовать самостоятельно в домашних условиях - игровой массаж и самомассаж.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышц возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Использовать приёмы игрового самомассажа с детьми можно не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью, для развития навыков собственного оздоровления. Также, упражнения самомассажа, помогают детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма.
Правильно выполненные массажные упражнения, как правило, вызывают у ребенка радостное расслабление, хорошее настроение, чувство удовлетворения, поэтому взрослым, необходимо знать важные правила самомассажа:
- руки и тело должны быть сухими, теплыми, чистыми;
- руки, с коротко остриженными ногтями;
- мышцы ребенка должны быть максимально расслаблены;
- массажные движения должны быть аккуратными, мягкими, плавными;
- нельзя надавливать с силой на указанные точки на теле;
- выполнять массажные движения следует от периферии к центру;
- лимфатические узлы массировать нельзя!
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией ребенка в процессе выполнения массажа. Важно отметить, что самомассаж можно проводить с учётом психо – эмоционального состояния ребенка, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.
Перед проведением занятия следует попробовать, Вам уважаемые родители, выполнить все упражнения массажа, а затем делать их вместе с ребенком. Так как по показу ребенок может их выполнить намного легче, чем без него.
Помните, что продолжительность массажа и самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 – 7 минут. Рекомендуется выполнять массаж 2-3 раза в день, используя 3 – 5 упражнений, между которыми обязательно следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение нужно делать 9 раз.
Важно помнить, что все массажные приемы проводят в следующей последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Каждый прием выполняется в определенной последовательности и вызывает различную реакцию. Применяя тот или иной прием, его разновидности, необходимо учитывать общее состояние организма и наличие имеющихся заболеваний, поэтому предварительно обязательно нужно посоветоваться с врачом.
Массажные воздействие на тело можно проводить не только руками, но и специальным оборудованием для массажа. Это различные палочки, мячики, разнообразные массажеры, веревочки, колечки и многое другое. Оборудование должно отвечать всем требованиям и быть безопасным для ребенка.
Также, игровой массаж делиться на различные виды в зависимости от упражнений, действий, оборудования:
1. «Хлопковый самомассаж» – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.
2. «Точечный массаж» (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.
3. «Самомассаж» (стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица) – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.
4. «Массаж парный» – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину, как в произвольной, так и в стихотворной форме.
5. «Массаж с мячиками, шариками «Су-ждок» - покалывание шипами шарика и массажные действия пружинками-колечками кистей и стоп.
6. «Массаж песочный» – с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок, как природный материал даёт заряд положительной энергией.
7. «Массаж мыльный» – руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями густой мыльной пеной. Осуществляется во время умывания, как жёсткой мочалкой, так и без неё.
8. «Массаж карандашный» – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.
9. «Массаж рукавичкой» – части тела массируют рукавичкой из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток.
Комплекс упражнений массажа и самомассажа
1.«Неболейка» (дозировка - 9 раз)
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(Погладить ладонями шею движениями сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
(Указательными пальцы круговыми движениями растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком.
(Приложить ко лбу ладони «ребром» и растирать его движениями
вправо-влево)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело.
(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки перед и за ушами)
Знаем, знаем – да-да-да! Нам простуда не страшна!
(Потирание ладоней друг о друга)
2. «Улитки» (Массаж носа)
От крылечка до калитки
(Потереть указательные пальцы друг о друга)
Три часа ползли улитки,
(массировать ноздри сверху вниз 9-10 раз)
три часа ползли подружки, на себе таща избушки
(массировать ноздри снизу вверх 9-10 раз)
3. «Ежик» (массаж головы)
На комод забрался ежик, у него не видно ножек.
(правая ладонь на лбу, левая на затылке – выполняется круговой массаж черепа 9-10 р.)
Не причесаны колючки, у него, такого злючки
(Правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу)
И никак не разберешь, щетка это или еж? (Ладони и пальцы надавливают на кожу.
Средние пальцы круговыми движениями массируют точки у основания черепа на затылке).
4.«Здоровые ушки» (массаж ушей)
Чтобы ушки не болели, разомнем мы их скорее.
(Пальцами мягко разминаем ушную раковину)
Ушки мы сгибаем, потом отпускаем, и опять всё повторяем.
(Согнуть пальцами ухо и отпустить его – 2-3 раза).
Козелок мы разомнем
(Большим и указательным пальцами, растираем козелок)
Ушную раковину трём
(Обхватываем с 2-х сторон край ушной раковины указательным и большим пальцем и прижимаем, растираем сверху-вниз и наоборот)
Потом ладошкой прижимаем, сильно-сильно растираем.
(Ладонями прижимаем уши и энергично растираем)
5. «Ушки на макушке» (массаж ушек)
Взяли ушки мы за мочки, вниз потянем их,
А теперь потрем немножко 1-2-3.
Взяли ушки за макушки, вверх потянем их.
Вниз по ушкам побежали, хорошенько все размяли.
(выполнять движения по тексту)
6.«Зайчик» (массаж лица)
1-2-3-4-5
(Поглаживание ладошами щечек)
Вышел зайчик погулять
(подушечки пальцев постукивают по щечкам)
Вдруг охотник выбегает
(мягкое постукивание подушечками от ноздрей носа до висков)
Прямо в зайчика стреляет.
(Приставить ладони ко лбу «козырек» и растереть лоб)
Но охотник не попал
(сжать кулачки, косточками указательных пальцев массировать ямки возле крыльев носа)
Серый зайка убежал
( массировать круговыми движениями подушечками указательных пальцев крылья носа)
6. «Борода» (массаж шеи, подбородка)
Да-да-да – есть у деда борода
(Потереть ладони друг о друга)
Де-де-де- есть сединки в бороде,
(Поглаживание ладонями шеи от затылка до яремной ямки)
Ду-ду-ду- расчеши бороду.
(Поглаживание по шее от подбородка вниз)
Да-да-да- надоела борода
(Тыльными сторонами ладоней похлопать по подбородку)
Ду-ду-ду- сбреем деду бороду,
(Пощипывание щёк, подбородка одновременное двумя руками)
Ды-ды-ды – больше нет бороды.
(нежное поглаживание ладошками шеи, подбородка)
7. «Петушок» (массаж тела)
1-2, 1-2 - начинается игра.
(Потереть ладони друг о друга)
Красим крылья и живот,
(Поглаживать ладонями руки, живот)
Красим грудочку и хвост,
(Поглаживание ладонями груди, поясницы)
Красим спину, красим ножки
(Поглаживание ладонями спины, ножек)
Красим гребешок немножко.
(Поглаживание ладонями головы)
Вот какой стал петушок!
(Поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться)
Ярко-красный гребешок.
(Сделать несколько полуоборотов влево – вправо)
8. «Пироги» (Самомассаж тела)
За стеклянными дверями
(Выполнять хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу)
Ходит Мишка с пирогами
(Хлопки левой рукой по правой руке).
Здравствуй, Мишечка - дружок!
(Хлопки по груди)
Сколько стоит пирожок?
(Хлопки по бокам)
Пирожок-то стоит - 3,
(Круговые движения по животу- 3 раза)
А лепить-то будешь ты!
(Хлопки с прижиманием ладошек друг к другу).
Напекли мы пирогов,
(Поглаживание ног сверху вниз)
К празднику наш стол готов!
(Потереть ладошки друг о друга)
9. «Дождь» (массаж спины)
Дождь! Дождь!
(постукивание подушечками указательных пальцев по спине)
Надо нам расходиться по домам.
(Подушечки всех пальчиков «побежали» по спине)
Гром! Гром, как из пушек.
(поколачивание кулачками по спине)
Нынче праздник у лягушек.
(похлопывание ладошками по спине)
Град! Град! Сыплет град!
(постукивание пальцами по спине)
Все под крышами сидят.
(закрыть спину ладошками, поглаживание по всей спине)
10. «Борщ» (парный массаж спины)
(Встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего)
Чики-чики-чики-ща! Вот капуста для борща!
(Похлопывать ладонями)
Покрошу картошки, свеколки, морковки,
(Постукивать ребрами ладоней)
Полголовки лучка, да зубок чесночка.
(Поколачивать кулачками).
Чики-чики-чики-чок! И готов борщичок!
(Поглаживать ладонями).
11. «Божьи коровки» (массаж ног)
Божьей коровки папа идёт.
(Сидя, гладить ноги сверху донизу)
Следом за папой мама идёт.
(Разминать ступни).
За мамой следом детишки идут.
(Похлопать их ладошками)
Следом за ними малышки бредут.
(«Шагать» пальчиками)
Красные юбочки носят они,
(Поколачивать кулачками)
Юбочки с чёрными точечками.
(Постукивать пальчиками)
На солнышко они похожи,
(Растопырить пальчики ног)
Встречают дружно новый день.
(потереть ступни друг о друга)
А если будет жарко им,
То прячутся все вместе в тень.
(Погладить ноги ладонями, спрятать руки под коленки).
12. «Строители» (массаж ног)
Мы без дела не сидим, Домик птичкам мастерим.
(Поглаживают ладонями ноги сверху вниз)
Трим-там-том, трим-там-том! Мы построим птичкам дом.
(Похлопывают ладошками сверху вниз)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток наш верный друг.
(Поколачивают кулачками сверху вниз)
Быстро-быстро застучали, ловко гвозди забивали.
(Быстро постукивать пальчиками)
Трим-там-том, трим-там-том! Вот готов для птичек дом.
(Поглаживание ног снизу вверх).
13. «Молоточки» (массаж стоп, сидя на стуле)
Застучали в мастерской молоточки снова,
(одну ногу кладут на другую, растирают стопы ладонями поочередно).
Починить мы башмачки каждому готовы.
(Разминают пальцы ног поочередно )
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Всюду слышен перестук.
(постучать кулачками по ступням поочередно)
Нам в работе нет тоски, наши молоточки
(энергично постучать по пяточкам поочередно)
Забивают в каблуки тонкие гвоздочки.
(поцарапать стопы слегка в направлении от пальцев к пятке)
Сил, сапожник, не жалей, доставай колодки,
(пощипать ступни от пяточек до пальцев)
И посадим мы на клей наши бошмачочки.
(погладить ладошками всю ступню, поочередно)
14. «Черепаха» (массаж рук и ног)
Шла купаться черепаха
(поглаживания ног)
И кусала всех от страха.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
(Пощипывание поочерёдное от плечей до кистей)
Никого я не боюсь!
(Поглаживание рук ладонями от кисти к плечу).
Черепаха – дом ходячий!
Голову под панцирь прячет.
Крепкий панцирь у неё
И защита и жильё.
(При повторении стихотворения массируют ноги щиколоток вверх).
15. «Наши пальчики» (массаж пальцев рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно соединять мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.)
Вышли пальцы погулять.
(хлопки в ладоши)
Этот пальчик самый сильный,
(массаж правого большого пальца)
Самый толстый и большой.
(массаж левого большого пальца)
Этот пальчик для того,
(массаж правого указательного пальца)
Чтоб показывать его.
(массаж левого указательного пальца)
Этот пальчик самый длинный
(массаж правого среднего пальца)
И стоит он в середине.
(массаж левого среднего пальца)
Этот пальчик безымянный,
(массаж правого безымянного пальца)
Избалованный он самый.
(массаж левого безымянного пальца)
А мизинчик хоть и мал,
(массаж правого мизинца)
Очень ловок и удал.
(массаж левого мизинца).
16. «Колобок» (массаж шариками Су-Джок )
Мы лепили колобка,
(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)
Тесто мяли мы слегка,
(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)
А потом его катали
(круговыми движениями катаем шарик на ладони правой руки)
На окошечко сажали.
(раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг, да прыг
(стучат шариком по ладони и убирают на стол)
Укатился озорник.
(показывают ладони).