Основная образовательная программа дошкольного образования
МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сказка" г. Белоярский
Дата утверждения |
30 августа 2021 г. |
Программа является адаптированной |
нет |
Языки, на которых осуществляется обучение |
русский |
Уровень образования |
дошкольное образование |
Нормативный срок обучения |
5 лет |
Форма обучения |
очная |
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) (действует по 31.12.2020г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (вступает в силу с 01.01.2021г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564); Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Устав МАДОУ Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский», утвержденный распоряжением Комитета по образованию от 01.10.2020 г. №327.
- Положением об основной образовательной программе МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г. Белоярский»
Структура Программы соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: включены целевой, содержательный, организационный разделы, в которых отражены две взаимосвязанных и взаимодополняющих части – обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку: цели и задачи программы, основные задачи образовательных областей, принципы и подходы к формированию программы, приоритетные направления деятельности МАДОУ, характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста и планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел представляет: общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными областями.
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Частью содержательного раздела основной образовательной программы МАДОУ является рабочая Программа воспитания (далее также – программа), которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Программа содержит описание основных направлений и инструментов воспитательной деятельности детского сада, но не ограничивает весь перечень направлений и инструментов, которые могут применять детский сад и педагогические работники.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивает развитие детей раннего и дошкольного возраста во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие и построена с учетом:
• примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) - Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma- doshkolnogo-obrazovaniya/;
• примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (инновационная программа дошкольного образования) - Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/470-programma-ot- rozhdeniya-do-shkoly.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов, включает в себя:
• компилятивная программа педагогического коллектива ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок», реализуемая в рамках решения приоритетной задачи развития учреждения;
• парциальная авторская программа экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»;
• парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»;
• авторская программа «Феникс» по обучению детей игре в шахматы;
• парциальная программа «Социокультурные истоки».
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
В организационном разделе раскрыты условия реализации программы, кадровые условия реализации программы, традиционные события, праздники и мероприятия МАДОУ. Структура групп и количество воспитанников МАДОУ, основная характеристика контингента детей, организация режима пребывания детей всех возрастов в теплое и холодное время, годовой календарный учебный график, учебный план, планирование непосредственно- образовательной деятельности, примерное комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в МАДОУ, характеристика педагогического состава представлены в приложениях к Программе.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников, а родителями (законными представителями) - условий воспитания в дошкольной образовательной организации. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей (законных представителей) и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
На современном этапе родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед 131 всеми другими лицами, что отражено в ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- Ф3
«Об образовании в Российской Федерации».
Цель взаимодействия в современных условиях - это установление партнерских отношений участников педагогического процесса, активное включение родителей (законных представителей) в жизнь учреждения.
Воспитатель группы определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.