Система работы с одаренными детьми, реализуемая в ДОУ, включает в себя пять основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. Создание специальной развивающей, предметно – пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала.
2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками.
3. Выявление и дальнейшее отслеживание у детей одаренности.
4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями.
5. Взаимодействие с социальными партнерами города, в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития
Портрет одаренного ребенка:
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Проблемы одаренных детей (по Л. Холлингуорт)
- Неприязнь к детскому саду. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание педагогов, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком
- Понять ребенка и осознать его неординарность.
- Признать всю уникальность его данных.
- Восторгаться им в меру.
- Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
- Создать условия для «поощрения» таланта.
- Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.
- Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
- Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
- Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.
- Учить терпению и поощрять за все старания.
- Тактично, деликатно помогать ему.
- Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
- Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость ребенка.
- Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
- Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребенка.
- Учить владеть эмоциями.
- Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
- Все делать, что от вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.
- Не возвышать его над остальными детьми в семье.
- Помочь наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
- Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
- Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
- Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
- Понять, что беспокоит малыша все время, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связана агрессия или неприятие себя.
- Учитывать его индивидуальность.
- Все время ободрять его.
- Тактично обращаться с ним.
- Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
- Считать себя самым счастливым из родителей.
- Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».