МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Сказка"

628162, Российская Федерация, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Белоярский, ул. Лысюка, д. 5

Телефон

8 (34670) 2-45-60 - приемная, Заведующий

8 (34670) 2-67-50 - бухгалтерия

8 (34670) 2-48-39 - Зам. заведующего, медицинский кабинет

8 (34670) 2-48-27 - Заместитель заведующего

Эл. почта info@skazkacentr86.ru

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сказка" г. Белоярский

Дата утверждения

30 августа 2021 г.

Программа является адаптированной

да

Языки, на которых осуществляется обучение

русский

Уровень образования

дошкольное образование

Нормативный срок обучения

4 (5) года

Форма обучения

очная

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

•   Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
•   Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
•   Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
•   Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
•   Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) (действует по 31.12.2020г.);
•   Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (вступает в силу с 01.01.2021г.);
•   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564); Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
•   Устав МАДОУ Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский», утвержденный распоряжением Комитета по образованию от 01.10.2020 г. №327.
•   Положением об адаптированной основной образовательной программе МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Программа определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и при воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями.

Структура Программы соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: включены целевой, содержательный, организационный разделы, в которых отражены две взаимосвязанных и взаимодополняющих части – обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку: цели и задачи программы, основные задачи образовательных областей, принципы и подходы к формированию программы, особенности психофизического и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития, приоритетные направления деятельности МАДОУ и планируемые результаты освоения программы.

Содержательный раздел представляет: общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными областями.

•        социально-коммуникативное развитие;

•        познавательное развитие;

•        речевое развитие;

•        художественно-эстетическое развитие;

•        физическое развитие.

Частью содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы МАДОУ является рабочая Программа воспитания (далее также – программа), которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Программа содержит описание основных направлений и инструментов воспитательной деятельности детского сада, но не ограничивает весь перечень направлений и инструментов, которые могут применять детский сад и педагогические работники.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивает развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ТМНР МАДОУ «Детский сад «Сказка» г. Белоярский» разработана на основании основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с программой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Стребелевой, Е.А. Екжановой, «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.В.Боряевой, О.П. Гаврелюшкиной, А.П. Зорина, Н.Д.Соколовой, программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С. Г. Шевченко и раскрывает общую модель построения образовательного процесса и проектирования образовательной деятельности для детей с ТМНР, способствующую последовательному совершенствованию их психического развития, формированию механизмов компенсации и социальной адаптации.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов, включает в себя:

•        компилятивная программа педагогического коллектива ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок», реализуемая в рамках решения приоритетной задачи развития учреждения;

•        парциальная программа «Социокультурные истоки».

Организационный раздел содержит:

- психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с тяжелыми множественными нарушениями;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды;
- описание материально-технического обеспечения программы,
- планирование образовательной деятельности,
- режим дня и распорядок,
- перечень нормативных и нормативно-методических документов,
- перечень литературных источников.

В организационном разделе раскрыты условия реализации программы, кадровые условия реализации программы, традиционные события, праздники и мероприятия МАДОУ. Структура групп и количество воспитанников МАДОУ, основная характеристика контингента детей, организация режима пребывания детей всех возрастов в теплое и холодное время, годовой календарный учебный график, учебный план, планирование непосредственно-    образовательной деятельности,    примерное         комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в МАДОУ, характеристика педагогического состава представлены в приложениях к Программе.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников, а родителями (законными представителями) - условий воспитания в дошкольной образовательной организации. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей (законных представителей) и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
На современном этапе родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед 131 всеми другими лицами, что отражено в ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- Ф3
«Об образовании в Российской Федерации». Цель взаимодействия в современных условиях - это установление партнерских отношений участников педагогического процесса, активное включение родителей (законных представителей) в жизнь учреждения. Воспитатель группы определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

Наверх