Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Сказка" г. Белоярский
Дата утверждения |
30 августа 2021 г. |
Программа является адаптированной |
да |
Языки, на которых осуществляется обучение |
русский |
Уровень образования |
дошкольное образование |
Нормативный срок обучения |
2 (3) года |
Форма обучения |
очная |
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
• Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
• Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) (действует по 31.12.2020г.);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (вступает в силу с 01.01.2021г.);
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564); Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
• Устав МАДОУ Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский», утвержденный распоряжением Комитета по образованию от 01.10.2020 г. №327.
• Положением об адаптированной основной образовательной программе МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г. Белоярский»
При разработке Программы были учтены и использованы материалы и рекомендации, содержащиеся в примерных образовательных программах, зарегистрированных на сайте Федерального института развития образования (www.firo.ru); примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 07.12.2017 г. № 6/17). https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/12/PrAOOP-ZPR.pdf ; программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2005; основная образовательная программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
По своему организационно-управленческому статусу Адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП), реализующая принципы Стандарта, раскрывает общую модель построения образовательного процесса дошкольного образования детей с ЗПР и проектирования образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития дошкольников с ЗПР.
В структуре АООП выделены следующие разделы: целевой, содержательный, организационный, Программа воспитания. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации АООП клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития. В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и подходы к формированию АООП и механизмы ее адаптации; представлены структурные компоненты программы, алгоритм формирования содержания образовательной деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР; раскрываются целевые ориентиры АООП и планируемые результаты ее освоения, а также механизмы оценивания результатов коррекционно- образовательной деятельности педагогов.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР (Программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития) является неотъемлемой частью АООП ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно- развивающие групповые и индивидуальные занятия.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов, включает в себя:
• компилятивная программа педагогического коллектива ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок», реализуемая в рамках решения приоритетной задачи развития учреждения;
• парциальная авторская программа экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»;
• парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»;
• авторская программа «Феникс» по обучению детей игре в шахматы;
• парциальная программа «Социокультурные истоки».
Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметно- пространственной среды; кадровые условия реализации Программы; ее материально- техническое и методическое обеспечение; финансовые условия реализации; планирование образовательной деятельности; организацию жизни и деятельности детей, режим дня, а также содержит перечень нормативно- организационных документов и методических материалов, специальных литературных источников.