Психологическая безопасность в МАДОУ, как состояние защищенности всех участников образовательных отношений, является пусковым механизмом запуска позитивных возможностей психического и профессионального развития и воспитанников, и педагогов, и родителей.
Создание психологически безопасной среды в МАДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья ее участников, защищает от всех форм насилия, снижает уровень соматических заболеваний. Поэтому важным условием здесь являются наличие факторов безопасной и комфортной образовательной среды и устранение угрожающих ей факторов. Психологическая безопасность образовательного процесса – состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Предметно-пространственная среда в МАДОУ организована таким образом, что она побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышает функциональную активность ребёнка, даёт разнообразные, меняющиеся впечатления. Оптимальным комплексом воздействия на все органы чувств и нервную систему человека, снимающим нервное напряжение и стресс, формируя ощущение покоя и безопасности, является сенсорная комната МАДОУ.
Развивающая среда в помещении сенсорной комнаты отвечает следующим важнейшим принципам:
● безопасности и личного комфорта воспитанников;
● вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов;
● динамической изменчивости в соответствии с прохождением программы, изменением индивидуальных интересов воспитанников.
Цель сенсорной комнаты: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
● Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.
● Коррекция эмоционального состояния, нормализация сна, активизация мозговой деятельности, ускорение восстановительных
процессов в организме.
● Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии.
● Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
● Оказание помощи в создании оптимальных условий в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.
Занятия в сенсорной комнате проводятся в форме упражнений и тренингов педагогом-психологом в соответствии с Положением о сенсорной комнате МАДОУ.
Педагоги МАДОУ способствуют возникновению успешных, счастливых и здоровых детей. Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной обстановки ДОУ:
- знают общие закономерности развития ребят;
- организуют приспосабливающий и эффективный режим дня, где чередуются всевозможные виды деятельности;
- создают предметно-развивающую среду, которая способствует глобальному развитию детей;
- организуют просветительный процесс, создавая условия для достижения новых познаний и навыков;
- умеют проектировать и корректировать учредительные задачи с учетом личностных особенностей развития каждого ребенка;
- обладают методами и средствами психолого-педагогического образования детей, родителей.
В МАДОУ создана Психологическая служба, которая ориентирована как на воспитанников, так и на административных педагогических работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение образовательной деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения.
Информационно-справочным документом, разработанным с целью выявления специфики и наиболее важных характеристик психологической безопасности и комфортности образовательной среды МАДОУ, а также с целью осуществления контроля:
- за созданием условий, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья участников образовательных отношений, т.е. психологически безопасных и комфортных условий в МАДОУ;
- за оказанием психологической поддержки и развитием психолого-педагогической компетенции родителей, педагогов;
- за социально-психологическим развитием всех участников образовательного процесса и формированием за счет этого психологически более комфортного климата в процессе функционирования МАДОУ
является «Паспорт психологической безопасности и комфортности образовательной среды МАДОУ», который разработан в русле научной концепции психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой.
Локально-нормативные акты МАДОУ:
- Паспорт психологической безопасности и комфортности образовательной среды МАДОУ
Программы:
Положения:
- Положение о Психологической службе МАДОУ
- Положение о Психолого-педагогической службе в МАДОУ
- Положение о Социально-психологической службе в МАДОУ
- Положение о работе педагога-психолога в МАДОУ
- Положение о Сенсорной комнате МАДОУ
Приказы: