При проектировании индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические работники учитывают индивидуальные особенности и применяют в своей работе технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:
Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Здоровьесберегающая технология. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и повысить эффективность коррекционного процесса.Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.
Игровая технология – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, позволяющий привить навыки общения и социализации. Пассов Е.А. отмечает следующие черты игровой деятельности: мотивация, отсутствие принуждения индивидуализированная деятельность; обучение и воспитание в коллективе через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением. Игровые методы, используемые в проекте достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а также использование народного фольклора, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче.
Компьютерная технология. Позволяет сделать коррекционную работу при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивать уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребѐнка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных развивающих игр, тщательно подобранных с учетом возраста и зрительного восприятия. Одной из важнейших функций компьютерных игр является коррекционно- развивающая. Специально созданные для старших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщѐнное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение воспитанников ориентировки в пространстве, контролю и оценки собственных результатов.
Коррекционно - развивающие технологии направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.
Технология проблемного обучения. Она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. Учит ребенка искать выход из создавшейся ситуации, работать по плану, создает ситуацию успеха.
Технология уровневой дифференциации. Данная технология предполагает предоставление ребенку материала частями, в соответствие с его зрительными возможностями. Данная технология позволяет учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Кроме того, ребенок сам может определить объем коррекционных заданий. Таким образом, разноуровневое обучение позволяет реализовывать дифференцированный подход; повышается рефлексивность (зачем?; что делаю?; надо осознать…), мотивация и уровень удовлетворенности ребенка результатами работы.
Игровые технологии – представляют собой как целостное образование, охватывают определенную часть учебного процесса и объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.