Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Белоярского района

«Центр развития ребенка - детский сад
«Сказка» г. Белоярский»

Версия для слабовидящих

МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Сказка"

628162, Российская Федерация, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Белоярский, ул. Лысюка, д. 5

Телефон

8 (34670) 2-45-60

8 (34670) 2-67-50

8 (34670) 2-48-39

8 (34670) 2-48-27

Эл. почта info@skazkacentr86.ru

При проектировании индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические работники учитывают индивидуальные особенности и применяют в своей работе технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:

Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Здоровьесберегающая технология. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и повысить эффективность коррекционного процесса.Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.

Игровая технология – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, позволяющий привить навыки общения и социализации. Пассов Е.А. отмечает следующие черты игровой деятельности: мотивация, отсутствие принуждения индивидуализированная деятельность; обучение и воспитание в коллективе через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением. Игровые методы, используемые в проекте достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а также использование народного фольклора, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче.

Компьютерная технология. Позволяет сделать коррекционную работу при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивать уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребѐнка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных развивающих игр, тщательно подобранных с учетом возраста и зрительного восприятия. Одной из важнейших функций компьютерных игр является коррекционно- развивающая. Специально созданные для старших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщѐнное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение воспитанников ориентировки в пространстве, контролю и оценки собственных результатов.

Коррекционно - развивающие технологии направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.

Технология проблемного обучения. Она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. Учит ребенка искать выход из создавшейся ситуации, работать по плану, создает ситуацию успеха.

Технология уровневой дифференциации. Данная технология предполагает предоставление ребенку материала частями, в соответствие с его зрительными возможностями. Данная технология позволяет учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Кроме того, ребенок сам может определить объем коррекционных заданий. Таким образом, разноуровневое обучение позволяет реализовывать дифференцированный подход; повышается рефлексивность (зачем?; что делаю?; надо осознать…), мотивация и уровень удовлетворенности ребенка результатами работы.

 

 Игровые технологии – представляют собой как целостное образование, охватывают определенную часть учебного процесса и объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

          Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.  В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.     

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Ребенок, с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие детей и взрослых. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. С помощью построений на песке можно развивать наглядно образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук. Игры на песке – это просто, привычно и доступно для детей.

Игровой комплекс «Полидрон» - инновационное оборудование, позволяющее развивать мотивацию ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Эти наборы — идеальное и  простое в использовании решение для развития логического и пространственного мышления. Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети смогут освоить даже самые необычные математические и пространственные задачи, учатся фантазировать и могут придумать свои модели и фируры. Детали конструкторов идеально крепятся друг к другу, благодаря чему дети без проблем будут строить 2- и 3-мерные фигуры.

Игровая комната Монтессори. Занятия по методике М. Монтессори помогают детям становится самостоятельным. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений. Комната Монтессори-материалов разделенная на тематические зоны и заполненная разнообразными дидактическими материалами. Здесь каждый ребенок сам вправе выбирать себе занятия, сам принимает решение, что ему интересно.

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной использовании дети получают возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивном – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект.  Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребёнка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы (в качестве вспомогательного средства как часть других технологий);  либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах.

Сказкотерапия.  Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребенка. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы Сказкотерапия способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Воспитатель должен создать такие условия, при которых ребёнок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая) учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Цветотерапия – метод психологической коррекции и поддержки при помощи цвета.  Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Данный метод может использоваться как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста.  

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии;  развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях. Дети, которые занимаются по данной методике, более разговорчивы, у них развита мелкая моторика, они учатся общаться друг с другом, развивают свои творческие способности, что помогает родителям определить приоритетное направление для дальнейшего углубленного обучения искусству. Занятия организовываются 2-3 раза в неделю, длительность занятий должно соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Эбру-терапия один из инновационных арт-терапевтических методов. Специальными красками на вязкой воде создают оригинальные удивительные рисунки. Применение техники Эбру направлено на развитие  способности создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу, что требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. При помощи палочки ребенок регулирует движение краски в нужном направлении. Для детей с ограниченными возможностями в силу различных дефектов их развития, рисование должно быть специально организованным процессом, позволяющим сформировать определенные мыслительные и двигательные стереотипы. Регулярное выполнение подобных заданий повышают самооценку, способствует развитию познавательных и творческих способностей, согласованности движений мелкой моторики.

Мульттерапия – это метод арт-терапии, который облегчает кризисные состояния, помогает преодолевать глубинные страхи, последствия травм и заболеваний, бороться с посттравматическими, невротическими, психосоматическими расстройствами, находить смысл жизни. Он наполняет творчеством и радостью жизнь ребенка. Важнейшей организационно-психологической ценностью мульттерапии является коллективное творчество, которое развивает в ребенке: умение общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, чувство команды, чувство общности достижения цели. Дети, занимающиеся анимацией, обретают волю к преодолению жизненных трудностей, становятся более веселыми, открытыми, жизнерадостными, что благотворно влияет на их психофизическое здоровье. Даже дети с двигательными ограничениями не чувствуют себя оторванными от мира. ульттерапия позволяет развивать творческие способности детей. Это делает психологически более комфортным существование «особого» ребенка в современном мире, дает базис для дальнейшего развития и социализации.

Фонетическая ритмика – здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно. В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др.), но в первую очередь для своевременного развития речи.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Кинезиологические упражнения влияют  на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, посредством развития мозолистого тела, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный эффект. Кинезиологические  упражнения можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Психогимнастика. Одним из её составляющих является мимическая гимнастика. Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребёнку:

  • познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
  • развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
  • усилить глубину и устойчивость чувств;
  • разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

 

«Дошколка» - это программа, которая реализует личностно-ориентированный подход психолого-педагогической поддержки развития личности детей с рождения до семи лет. Программа ориентирована на методическую поддержку родителей (законных представителей) ребенка, педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

«Игры для Тигры» - данная программа  предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьмиРешение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.

Наверх