С содержанием материалов, ориентированных на различные категории участников образовательных отношений, отражающих основные направления развития детей в области экологического воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ДО, имеющих практико-ориентрованный характер, Вы можете ознакомиться на персональном сайте Абдулжалиловой Марьяны Салавутдиновны. Практическая значимость данного материала обусловлена тем, что методики, приемы, технологии и формы работы с детьми, используемые в процессе экологического воспитания дошкольников, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии детей. Образовательная деятельность осуществляется средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для каждого возрастного периода дошкольного возраста с наглядным материалом, что оказывает существенную помощь молодым специалистам. Методическая разработка является "открытой" и предусматривает вариативность, интеграцию, изменение и дополнение по мере профессиональной необходимости.
С принятием Федеральных законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. и «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, № 236, от 04.02.1994г., соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определенного отношения ко всему, что окружает ребенка.
В нашем детском саду экологическое воспитание дошкольников реализуется на основании компилятивной программы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет через использование современных образовательных технологий и интерактивных методов обучения, с использованием программы «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Условия экологического воспитания детей дошкольного возраста в нашем детском саду – это развивающая предметная среда, способствующая формированию у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об уникальности и самоценности природы.
Мини экосистема «Зимний сад» – это специальное помещение для объектов живой природы и предназначенное для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, труда по уходу за животными, наблюдений и самостоятельных детских игр.
Функциональные зоны Мини экосистемы «Зимний сад»:
- Зона животных. При подборе видового состава обитателей экологической комнаты учитывались следующие аспекты:
экологический – представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах и т.д.;
систематический – представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные, рыбы и т.д.).
- Зона растений. Растительный мир экологической комнаты разнообразен и предназначен не только для наблюдений, но и для выработки навыков ухода.
- Зона обучения соответствует требованиям СанПин. В ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.
- Зона опытно-экспериментальной деятельности представлена детской лабораторией «Познай-ка». В процессе познавательной деятельности в лаборатории дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
- Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков.
- Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В зоне библиотеки могут быть размещены игры и игрушки, используемые на занятиях по экологии.
- Зона релаксации - представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями.
Локально-нормативные акты МАДОУ:
- Педагогический проект организации экологической среды в МАДОУ «Мини Экосистема «Зимний сад». Приложение 1. Рецензия. Приложение 2. Сертификат о публикации.
- Положение о мини экосистеме в МАДОУ
- Инструкция по устройству зимнего сада в детских дошкольных учреждениях
Приказы:
- О создании рабочей группы по реализаии инновационного проекта организации экологической среды МАДОУ
- О создании рабочей группы по реализации инновационного проекта "Мини-экосистема "Зимний сад"
-
Компилятивные программы:
Название программы
|
Краткая аннотация
|
Рецензия
|
Свидетельство о публикации
|
Компилятивная программа по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет через использование современных образовательных технологий и интерактивных методов обучения «ЭКОЛОГиЯ» (естественно-научная направленность)
|
Программа направлена на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитана на 4 года (долгосрочная). Носит комплексный характер - включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках программы разработана на основе интерактивного подхода и включает в себя 5 блоков: 1 блок – «На природу – в любую погоду», 2 блок – лаборатория «Познай-ка»; 3 блок – «Я экоблогер»; 4 блок – «Природа и человек в условиях ХМАО – Югра».
|
ФАИЛ
|
ФАИЛ
|
Подпрограмма:
|
1.
|
Компилятивная программа по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет «На природу – в любую погоду» (естественно-научная направленность)
|
|
|
|
2.
|
Компилятивная программа по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «Познай-ка» (естественно-научная направленность)
|
|
|
|
3.
|
Компилятивная программа по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «Я экоблогер» (социально педагогическая направленность)
|
|
|
|
4.
|
Компилятивная программа по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «Природа и человек в условиях ХМАО – Югра» (естественно-научная направленность)
|
|
|
|