Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой- либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность – понимают, как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.
Работа с одаренными детьми в нашем детском саду осуществляется по следующим направлениям:
- Реализация задач авторской программы, составленной специально для работы с одаренными детьми.
- Студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста.
Вид одаренности |
Вид деятельности |
Краткая аннотация |
Рецензия |
Достижения |
Общая интеллектуальная одаренность |
Авторская программа по работе с одаренными детьми "Растим маленького гения" |
Программа содержит Концепцию; стратегию работы с одаренными детьми; устанавливает принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми; ставит цели задачи работы с одаренными детьми; определяет условия успешной работы с одаренными воспитанниками; рекомендации и практический материал для планирования и организации работы с одаренными детьми в детском саду. |
|
|
Фестиваль «Калейдоскоп талантов» в МАДОУ (дети дошкольного возраста от 2 до 5 лет) |
Задачи фестиваля: создать условия для выявления, развития и самореализации одаренных детей раннего и дошкольного возраста; повысить творческую активность детей раннего и дошкольного возраста; формировать эстетическую культуру, потребность в творческой деятельности детей раннего и дошкольного возраста посредством участия в конкурсах Фестиваля; повысить исполнительское мастерство участников Фестиваля и профессиональное мастерство педагогических работников; распространять положительный опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста. |
|||
Студийно-кружковая работа |
||||
Интеллектуально-творческая |
Программа позволяет смоделировать систему работы ДОУ обеспечивающую эффективную деятельность образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся в формировании предпосылок грамотности. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы со штампами, ручкой, магнитной азбукой, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок. Содержание программы способствует практической подготовке детей к обучению чтению, письму, развитию фонематических, оптико-пространственных представлений, мелкой моторики, развитию языкового чутья. |
|
1. Публикация 2. Представление опыта на семинаре муниципального уровня. 3. Трансляция опыта в соцсетях. |
|
Психомоторная |
Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных подходов к оздоровлению детей средствами физической культуры в новых интерпретациях. Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Основная цель введения ИКТ на физкультурных занятиях: оказание комплексного воздействия на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, повышение интереса к спортивным мероприятиям. |
|
||
Художественная одаренность |
Арт-терапия играет особую роль в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с РАС. Она дает возможность выхода чувств, которые не могут быть выражены вербально. Это лечение творчеством, с помощью таких художественных приемов как рисование, музыка, театрализованные игры, танцы, чтение, проигрывание сказок, занятия с глиной и т.д. Нетрадиционные техники рисования способствуют снижению отрицательных качеств личности детей с РАС, таких как агрессивность, тревожность и способствуют установлению эмоционального контакта. Кроме того, рисование различными изобразительными инструментами стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию захвата руки. |
|
||
Интеллектуальная одаренность |
Опыт работы на тему «Растим маленького гения (методика Макото Шичида) |
Для гармоничного развития ребенка, в том числе и ребёнка имеющего нарушения и особенности развития его нужно вести несколько иным путем, чем это принято сейчас в современном обществе. Шичида предлагает развивать в ребенке способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Он также предлагает развивать интуицию для того, чтобы в будущем ребенок мог принимать верные решения, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный; предлагает развивать фантазию и воображение, чтобы через них стимулировать развитие творческой личности, которая способна к искусству и принятию нестандартных решений. |
|
|
Интеллектуальная одаренность |
Основой психолого-педагогического развития дошкольника посредством «Мате: плюс» является не только развитие представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию, но и самое важное - развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность своих суждений. Факторами успеха в математике при использовании программа «Мате: плюс» считаются не только становление психологических характеристик ребенка, но и становление личностных качеств: развитие речи, то есть свободное владение языком элементарной математики, адекватная-стабильно высокая самооценка и уверенность в себе; сознание самоэффективности, то есть убежденности в том, приложив усилия, наш ребенок справиться с задачей; общая стрессоустойчивость. |
|
Локально-нормативные акты, регламентирующие работу с одаренными детьми:
- Положение о работе с одаренными детьми в МАДОУ
- Положение об индивидуальном учебном плане МАДОУ
- Положение о порядке реализации права воспитанника на обучение по индивидуальному учебному плану в МАДОУ
- План мероприятий поддержки одаренных детей в МАДОУ на 2021-2022 учебный год
- Приказ об утверждении плана мероприятий поддержки одаренных детей в МАДОУ на 2021 – 2022 учебный года, о назначении ответственных по работе с одаренными детьми
- Представление опыта работы по работе с одаренными детьми на семинаре муниципального уровня по теме «Эффективные формы работы по развитию одаренности у детей дошкольного возраста, в том числе у детей с ОВЗ"
- Отчет об исполнении плана мероприятий поддержки одаренных детей в МАДОУ за 2020 – 2021 учебный год
Инструментарий для работы с одаренными детьми:
- Анкета для определения направлений работы с педагогами, взаимодействующими с одаренными детьми
- Анкета для выявления одаренности детей
- Анкета для воспитателей о выявлении трудностей при работе с одаренными детьми
Работу с одаренными детьми в МАДОУ регулируют следующие нормативные документы:
- Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
- Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
- Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
- Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Приказ от 24 февраля 2016 года N 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.