Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами. Согласно п. 7 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива МАДОУ ставит перед собой следующие цели:
- знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
- улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
- создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.
Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагоги в работе решают ряд задач:
- Определяют рациональность использования тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Формулируют проблемы, с которыми сталкиваются в работе с воспитанниками конкретной возрастной категории.
- Знакомятся с методическими наработками коллег, посещая занятия других педагогов, изучая процесс и результаты работы через интернет, методические печатные издания.
- Способствуют расширению границ познавательной, трудовой и игровой активности у подопечных (особенно через организованную совместно со взрослыми деятельность).
Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.
Принципы саморазвития
Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:
- Непрерывность. На основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в МАДОУ.
- Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
- Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду.
- Доступность:
- практическая реализация проекта по самообразованию;
- презентация опыта молодым коллегам.
Локально-нормативные акты МАДОУ:
- Положение о самообразовании педагогов МАДОУ.
- Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников МАДОУ.
- Положение об аттестации на соответствие занимаемой должности педагогических работников МАДОУ.
- Положение об аттестационной комиссии в МАДОУ.
- Примерный план работы педагога над темой самообразования.
- Индивидуальный план самообразования.
- Отслеживание педагогическим работником работы по теме самообразования.
- Примерный план отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа.
- Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования).
- Приказ об утверждении графика прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников МАДОУ.
- Примерное содержание папки по самообразованию.